По статистике в России ежегодно происходит 120-130 тыс. ДТП. В 2021 году в результате аварий погибло 15 тыс. человек и 168 тыс. пострадало. В реальности дорожно-транспортных происшествий происходит больше, однако не все случаи попадают в официальную статистику.

Дорожно-транспортное происшествие происходит во время движения транспортных средств и с их участием. В результате ДТП гибнут или получают ранения люди, повреждаются автомобили, различные сооружения или причиняется иной ущерб. Если нет пострадавших или материального ущерба, то происшествие не признается ДТП. Так же не считается происшествием ситуация, в которой не участвуют транспортные средства или она происходит не во время движения. Например, не будет признано ДТП падение льда на крышу стоящего авто.

Авария происходит всегда неожиданно, поэтому нужно заранее знать, что делать при ДТП. Важно помнить о своих правах и обязанностях, чтобы оперативно решить возникшие вопросы. Расскажем подробнее о том, как вести себя после ДТП.

Оформление ДТП

В соответствии с правилами дорожного движения п. 2.5 при возникновении аварии участники должны остановить транспортные средства. На авто включают аварийный сигнал и вызывают полицию. Если пострадали люди, необходимо обратиться за медицинской помощью.

Часто возникают ситуации, когда времени ждать ГАИ у участников нет, и они договариваются о материальной компенсации на месте. Делать это не стоит. В ПДД не предусмотрено полюбовное решение вопроса без оформления документов. Оставлять место происшествия без участия полиции нельзя. В законе предусмотрена ответственность за оставление места ДТП – арест или лишение водительских прав.

Кроме того, не всегда можно адекватно оценить причиненный ущерб. Не все последствия проявляются сразу. Если оформление аварии прошло по всем правилам, компенсацию выплатит виновная сторона или страховая компания. В том случае, когда вред не был зафиксирован, получить выплату от виновного невозможно. Помните, что даже если вторая сторона скрылась с места происшествия, зафиксировать ДТП все равно можно и нужно. Запишите номера, марку и модель авто, попросите остаться на месте окружающих людей, они смогут дать свидетельские показания.

Перевозка пострадавших в медицинское учреждение

На основании п. 2.6 ПДД водитель обязан оказать первую помощь лицам, пострадавшим в результате аварии. Уезжать с места ДТП нельзя, т.к. за это действие участнику грозит административная и уголовная ответственность. В ситуации угрожающей жизни и здоровью водителю необходимо отправить пострадавших на скорой или попутном транспорте в больницу. В крайнем случае виновник ДТП может сам доставить пострадавших в медицинское учреждение. При этом он обязан сообщить свои личные данные и регистрационный знак авто. После передачи пострадавшего в руки врачей, необходимо вернуться к месту аварии.

Важно помнить, что не всегда можно перемещаться попавшего в аварию человека самостоятельно. При некоторых травмах головы или позвоночника неумелые действия нанесут еще больший вред и даже могут привести к летальному исходу. Правила распространяются не только на виновника, но и на других участников ДТП.

Освобождение дороги от ТС

По правилам уезжать с места аварии нельзя. Однако в соответствии с п. 2.6, п. 2.6.1 ПДД с места происшествия можно уехать, если автомобили мешают другим участникам движения на дороге. Перед этим необходимо сфотографировать участок дороги с разных ракурсов или сделать видео, зарисовать схему. По материалам должна сложиться картина произошедшего.

В случае, когда есть пострадавшие, сдвинуть транспортное средство нужно в обязательном порядке, иначе скорая не сможет проехать и оказать помощь. Необходимо съехать к обочине и максимально сохранить следы, оставшиеся после аварии – обломки, предметы и пр.

Если пострадавших нет, и водители подписывают европротокол, то можно насовсем покинуть место аварии. Однако нужно помнить, что если полиса ОСАГО нет у кого-то из участников, то придется обращаться в ближайший пост ДПС.

Оформление европротокола

Европротокол – это упрощенная схема оформления ДТП без участия полиции в соответствии с ФЗ об ОСАГО ст. 11.1. Схема заключается в заполнении бланка извещения о ДТП водителями без привлечения сотрудников ГИБДД. Благодаря упрощенной фиксации сокращается время на оформление. Машины можно быстрее убрать с дороги и освободить путь другим участникам движения. Минимизируется риск появления новых аварий.

Условия составления европротокола следующие:

  • нет пострадавших в результате аварии;
  • в столкновении участвовало 2 транспортных средства и ущерб больше ничему не причинен;
  • на каждое ТС оформлен полис ОСАГО.

Согласно европротоколу необходимо заполнить извещение о ДТП. Оформление проходит на бумажных бланках или через мобильное приложение. Бланк заполняют в одном экземпляре. К извещению прикладывают фото и видео с места где произошла авария. Электронное отправится страховщику автоматически, а бумажное придется доставлять самостоятельно. Сообщать о страховом случае через приложение удобнее и быстрее. Важно провести фотофиксацию и договориться со вторым водителем по поводу того, кто виновен в возникновении ДТП. В этом случае выплаты по страховке будут максимальными. Б

Выплата ущерба по ОСАГО

При наличии ОСАГО причиненный ущерб выплачивается за счет страховой компании в соответствии с ФЗ об ОСАГО. Обязательное страхование введено для обеспечения гарантированного возмещения причиненного ущерба. Часто виновный не признает свою ошибку и всячески уклоняется от выплат. Если оформлена страховка, компенсация в любом случае будет выплачена.

Страховка оформляется на год. По условиям страхуется ответственность водителя, а не сам автомобиль. Поэтому ущерб возмещается в любом случае. При этом моральный вред не выплачивается.

Размеры выплат по ОСАГО

Закон определяет лимит возмещения вреда в зависимости от степени повреждения автомобиля, количества потерпевших и участников. Если был нанесен вред жизни и здоровью, максимальная сумма выплат – 500 тыс. рублей. Лимит для возмещения ущерба транспортному средству – 400 тыс. рублей.

Если фактический вред превышает указанные суммы, то разницу оплачивает виновник ДТП. В случаях сознательного нарушения закона виновником аварии, страховая предъявляет регрессные требования к водителю. Сначала возмещение выплачивает страховая, затем производится взыскание с виновного лица.

Обращение в страховую компанию

Порядок обращения за компенсацией предусмотрен в ст. 14 ФЗ об ОСАГО. Если в аварии два участника и нет разногласий по поводу потерпевшей и виновной стороны, то за возмещением ущерба обращается в свою страховую тот, кому необходимо возместить ущерб. Страховщик связывается с компанией виновной стороны и получает прямое возмещение. В том случае, когда в аварии участвует несколько сторон и у каждой своя страховая компания, то схема обращения точно такая же. Каждый обращается к своему страховщику и компании сами разбираются между собой.

Прямое возмещение возможно в следующих ситуациях:

  1. Два или более участников аварии.
  2. У каждого водителя оформлено ОСАГО.
  3. Пострадали только транспортные средства.
  4. Нет раненых и погибших.

Невозможно прямое возмещение, если в результате аварии причинен ущерб людям. В этой ситуации обращаются в страховую компанию виновника ДТП.

Получение компенсации вреда здоровью

В законе об ОСАГО в ст. 12 пп. 2, 3 прописаны правила получения компенсации за причиненный вред здоровью водителей, пассажиров и пешеходов в результате ДТП. При этом пострадавшему необязательно быть застрахованным. Важный нюанс – выплаты получают только те, кто является пострадавшей стороной. Виновник страховые выплаты для возмещения вреда здоровью не получает.

Выплаты по ОСАГО включают в себя компенсацию расходов на восстановление здоровья и утраченный заработок. Для получения возмещения дохода необходимо подтвердить размер. Другими словами, работающие неофициально компенсацию получить не могут.

В пакет документов для оформления компенсации входят:

  • Документы, подтверждающие факт возникновения аварии.
  • Справки из скорой, медицинского учреждения, чеки и назначения врачей.

Выплаты выполняются в двух частях:

  1. Расходы по принятым нормативам. В законе предусмотрены примерные суммы, которые тратятся на возмещение вреда здоровья. Выплаты ориентировочные и вносятся сразу.
  2. Фактически понесённые расходы на лечение за минусом выплаченных сумм в первой части. Необходимость повышенных трат определяет медицинская экспертиза. Так же потерпевший получает вторую часть, если стал инвалидом в результате ДТП.

Компенсацию морального вреда можно взыскать с виновного через суд.

Ремонт автомобиля за счет ОСАГО

Пострадавший в результате аварии автомобиль должен быть восстановлен из средств страховой компании в соответствии с ФЗ об ОСАГО ст. 12 пп. 15. Выплаты получает пострадавшая сторона. В большинстве случаев страховщики переводят деньги в сервисные центры, с которыми у компании заключен договор.

Условия оплаты ремонта следующие:

  • местонахождение мастерской – в пределах 50 км от места возникновения аварии или проживания пострадавшей стороны;
  • возраст автомобиля – старше 2-х лет;
  • срок ремонта – 30 рабочих дней.

Если пострадавший не согласен ремонтировать ТС в выбранной автомастерской, он может написать обращение в страховую и попробовать предложить свой центр. Компания может одобрить выбранную СТО и перевести деньги ей.

В некоторых случаях страховая сама предлагает перевести пострадавшей стороне деньги, а не оплатить ремонт. Необходимо сопоставить сумму и траты на восстановление. Если сумма значительно меньше, пострадавший имеет право на полную компенсацию.

Получение денег на ремонт

Многие автовладельцы выбирают выплату денежных сумм от страховой, а не ремонт. В этом случае владелец может сам выбрать автомастерскую, которой доверяет и контролировать ход работ по своему усмотрению. Право на получение компенсации гарантирует ФЗ об ОСАГО ст. 12 пп. 15, 16.1.

Страховая соглашается на выплаты в следующих случаях:

  1. Нет подходящей автомастерской для ремонта авто. При прямом возмещении страховщик может отказаться выдать направление в СТО, которое выбрал владелец ТС при заключении договора ОСАГО.
  2. ТС не подлежит восстановлению и ремонту.
  3. Причиненный ущерб превышает 400 тыс. рублей, и владелец отказывается доплачивать за ремонт на выбранной СТО.
  4. Не удается установить виновное в аварии лицо.
  5. Страховщик сам предлагает деньги вместо ремонта.
  6. Пострадавшее авто принадлежит инвалиду и оборудовано специально для людей с ограниченными возможностями.

В указанных случаях владелец получает от страховой денежную выплату и отвозит ТС в ту мастерскую, которую выберет самостоятельно. Размер выплат рассчитывается по методике Банка России, то есть с учетом износа. Если согласия между сторонами не достигнуто, то расчёт делают в ходе независимой технической экспертизы. Учитывается износ деталей, возраст авто, среднюю стоимость запчастей. Если выплаченных денег в результате не хватило, собственник взыскивает сумму с виновного лица.

Взыскание доплаты за ремонт с виновника ДТП

Если ремонт обошелся дороже, чем заплатила страховая компания, потерпевший может взыскать недостающую сумму с виновника аварии. По закону гражданин должен возместить убытки полностью. Взыскание выполняется через суд.

В каких случаях не учитывают износ при расчете денежной компенсации?

Если пострадавшая сторона не получила от страховой направление на ремонт и денежную компенсацию, то необходимо обратиться в суд с иском о взыскании. В этом случае износ деталей при расчете сумм не будет учитываться.

Проведение технической экспертизы за счет страховой

Если сумма, предложенная страховой, не устраивает владельца, и он считает ее заниженной, то он может потребовать провести независимую экспертизу. Компания обязана ее оплатить. Если страховщик отказывается от проведения или оплаты, потерпевший может заказать экспертизу самостоятельно и потребовать возмещение от страховой.

Кроме того, право инициировать проведение экспертизы есть у страховой. Так происходит, если компания сомневается в том, как были получены повреждений или в стоимости деталей. Обязанность владельца заключается в предоставлении авто для осмотра независимым экспертом. Иначе страховщик имеет право отказать в выплатах.

Проведение экспертизы самостоятельно

После получения заявления от потерпевшей стороны страховщик обязан в 5-дневный сроки осмотреть ТС или заказать независимую экспертизу. В случае, когда компания не выполнила указанные действия, владелец имеет право самостоятельно инициировать проведение экспертизы.

Ход действий, следующий. Собственник предупреждает компанию о проведении экспертизы за 3 дня, желательно в письменном виде. Страховая присылает своего представителя наблюдать за ходом процедуры. Эксперт осматривает повреждения, выявляет скрытые поломки. В крайнем случае производится частичная разборка ТС. Повреждения фиксируют на фото и видео. Эксперт готовит письменное заключение в течение 2-5 дней.

Эксперты могут вывести разные суммы. Поэтому даже после оформления экспертизы по инициативе страховой, владельцу стоит инициировать свою. Экспертиза, проводимая по желанию владельца, оплачивается за его счет. Если страховщик принимает ее результаты, то сумма вносится в выплату убытков по ОСАГО. Так же расходы на проведение экспертизы можно взыскать с компании через суд.

Получение направления на ремонт или денежной компенсации

Получить выплаты или направление на ремонт потерпевший должен в течение 20 календарных дней. При этом не учитываются праздничные дни. Отсчет начинается от даты подачи письменного заявления от собственника авто.

Срок принятия решения увеличивается в случаях:

  1. Владелец выбирает свою автомастерскую и согласовывает СТО со страховщиком. Срок увеличивается до 30 дней.
  2. Компания назначила проведение независимой экспертизы и пострадавший на ней не появился. Срок увеличивается еще на 20 дней.

При нарушении сроков со стороны страховой, владелец имеет право обратиться в любую автомастерскую и в дальнейшем взыскать сумму ремонта с компании. Суд оценивает целесообразность расходов на ремонт. В результате страховая компания выплачивает сумму ремонта и неустойку в размере 1% за каждый день просрочки.

Получение возмещения с виновника без ОСАГО

По закону каждый автовладелец должен застраховать свою ответственность. Однако это делают не все. Если в аварии причинен ущерб, а у виновника нет ОСАГО, то ему придется выплачивать компенсацию из своих средств.

Если выясняется, что полиса у виновного лица нет, то пострадавший должен зафиксировать данные о автовладельце – ФИО, госномера, данные паспорта и водительского удостоверения. Виновному рекомендуется оставаться на месте и ждать сотрудников ГИБДД для дальнейшего оформления.

Потерпевший может взыскать ущерб через суд или с помощью РСА — Российского союза автостраховщиков.

Условия выплаты через РСА следующие:

  • причинен ущерб жизни или здоровью людей;
  • у виновника не оформлено ОСАГО или его не удается установить.

Если в ДТП пострадали только транспортные средства, то РСА не привлекают, а обращаются в суд.

Получение компенсации по КАСКО

По ОСАГО страхуется ответственность и компенсацию получает пострадавшая сторона. Что делать при ДТП, если вы виноваты и хотите получить денежную выплату? Поможет получить деньги на ремонт имущественное страхование – КАСКО.

Страховка оформляется на транспортное средство и позволяет получить денежную выплату в случае его повреждения, когда ОСАГО не действует. Обычно КАСКО оформляют при выдаче автокредита или по собственной инициативе. Данный вид страхования относится к добровольным.

КАСКО помогает получить деньги в следующих ситуациях:

  • автовладелец стал виновником аварии;
  • ТС повреждено не в результате ДТП, например, на кузов упала с крыши глыба льда;
  • авто угнали;
  • автомобиль сгорел в результате неисправностей.

В этих ситуациях владелец получает выплату по КАСКО в соответствии с тарифами страховой компании.

Бесплатная утилизация автомобиля без возможности восстановления

К сожалению, не всегда удается отремонтировать автомобиль после аварии. Если ТС не подлежит восстановлению, остается только снять его с учета и утилизировать. Утилизация проходит бесплатно за счет производителя. Утилизационный сбор уже входить в стоимость транспортного средства.

В случае с автомобилями, ввозимыми из-за рубежа, сбор оплачивается при пересечении границы. Правило введено с 2012 года, поэтому не распространяется на ТС, зарегистрированные до данного года. За утилизацию машины придется внести сумму по тарифу компании, которая этим занимается. Проверить наличие сбора можно по ПТС.

Перед тем как сдать авто на разбор на запчасти, необходимо снять ТС с учета, иначе придется платить транспортный налог. Заявление можно подать лично или через сайт Госуслуг. Снять с учета можно с сохранением государственного номера или без сохранения.

На вопрос, что делать при ДТП, легко ответить, если знать алгоритм действий в любых обстоятельствах.